Глава 1.
Законодательные ограничения распространения нежелательной почты
Теперь непосредственно к содержанию: вам предстоит начать с самого скучного, но самого «градообразующего» раздела книги — законодательства.

Законы такая штука, которая должна оградить добросовестное от недобросовестного и последнее наказать в случае, если… Однако на деле — закон есть, но его исполнение в части email-рассылок весьма сомнительное, несмотря на прописанные на бумаге правильные слова.

Но стоит сказать, что в части смс-рассылок «дамоклов меч» наказания продвинулся куда более существенно, чем в части имейл.

Штрафы стали серьезными, и количество «левых» смс разительно сошло на нет.

Мировая практика преследования спама пошла заметно дальше, к сожалению, чем наша судебная система — как исполнительная, так и доказательная.

В мире существуют энтузиасты, которые, подобно мистеру Фреклину из произведения А. Конан Дойля, преследуют спамеров путем частных судебных исков и, надо сказать, зачастую неплохо на этом зарабатывают. Так, например, один из спам-хантеров — Найджел Фитерстон — получил вознаграждение от удовлетворенного судебного иска в размере двухсот пятьдесяти тысяч долларов, только за то, что получал от компании Universal Direct рекламные письма, хоть и призывающие разбогатеть, но нежелательные для истца. К слову, Найджел мог бы требовать гораздо большую сумму, поскольку в штате Вашингтон есть жесткий закон о борьбе со спамом, согласно которому за каждое спамерское письмо отправитель обязан выплатить адресату $500.

Было доказано, что Фитерстон получил 58 тысяч писем, однако сам истец запросил всего 250 тысяч долларов, хотя мог требовать 29 миллионов.

Почитайте, что написано на этих нескольких страницах, или сразу переходите к «Причинам попадания в спам» на странице. Хотя нет, лучше все-таки прочитайте:

Закон о рекламе
Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция)

Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи

1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/
Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция)


Персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными

Если вы занимаетесь рассылками и не являетесь Сервисом рассылок, вам так или иначе необходимо подать документы на регистрацию вашей компании как оператора персональных данных, во избежание неприятных последствий, поскольку:

Обработка персональных данных – любое действие или совокупность действий, совершаемых с использованием средств автоматизации или без них с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.



В законе прямо не уточняется, какие именно данные являются персональными, но, если исходить из формулировки, что это любая информация, относящаяся к физическому лицу, то к ПД относятся:

  • ссылка на профиль в социальных сетях.
  • ФИО (вместе и даже по отдельности);
  • дата рождения;
  • адрес;
  • телефон;
  • email;
  • фотография;
  • ссылка на персональный сайт;
Одним словом, речь идет о любых данных, по которым можно идентифицировать человека. Следовательно, если вы каким-то образом получаете такие данные в любом сочетании, то являетесь оператором персональных данных. Фактически любой владелец сайта — оператор персональных данных, так как он размещает на своем ресурсе форму обратной связи, форму регистрации и тому подобное, например, форму подписки на рассылку.

Однако Федеральный закон № 152-ФЗ делит операторов на несколько категорий: физлица, ИП, юрлица, муниципальные органы, государственные органы. В зависимости от категории за одно и то же нарушение применяются разные по размеру штрафы. Так, например, для физлиц они заметно ниже, чем для юрлиц.

Это, конечно, здорово, но не очень приятно, когда требование об уплате штрафа придет именно вам, правда?

Каждая категория операторов так или иначе сталкивается с обработкой ПД. Физлица используют ПД клиентов. ИП запрашивают эти данные, нанимая работников, или собирают ПД на сайте, в интернет-магазине. К юрлицам применяется расширенный список требований по оформлению необходимых документов и требование о назначении ответственного за организацию обработки ПД.